Главная страница
Поиск по модели:
  
Карта сайта
Маммолен форте инструкция
Мои каникулы сочинение
План сказки штопальная игла 4 класс
Образец справка от педиатра
Разные виды бутербродов
Маршрут 27 трамвая екатеринбург
Чем заняться вечером
Полномочия органов прокуратуры
 

Причины неуспеваемости учащихся

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Кудайбергенова Наиболее ярко это проявляется в ситуациях, когда ребенок дублирует класс. Эта обстановка нередко вызывает у детей отрицательное отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий. Причиной низкой школьной успеваемости служит, как известно из психологической литературы, совокупность социально-психологических факторов, включающих недостаток мотивации к успеху, проблемы и конфликты в семье или с ровесниками, несформированные навыки систематического обучения, эмоциональные и поведенческие проблемы, синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГзадержку умственного развития или способности ниже средних и другие медицинские проблемы, включая депрессию. К сожалению, психологические аспекты школьной неуспеваемости до сих пор остаются недостаточно изученными. Учеными при разработке возрастных индивидуальных различий школьников были получены данные о психологических особенностях неуспевающих школьников. Так, российские исследователи, как Волокитина выявила различия в отношении к учению, Самохвалова помимо этого выделила в исследовании особенности организации учебной работы и усвоения знаний и навыков. В психолого-педагогическом исследовании Мусеридзе выявлены наиболее типичные причины снижения успеваемости и возникновения неуспеваемости у учащихся V-VI классов. По мнению автора, эти причины можно разделить на объективные общая учебная перегрузка учащихся, нерационально составленное расписание занятий, факультативная подготовка и пр. Сравнительный анализ причин неуспеваемости младших, проведенный Максименковой, средних и старших школьников показал, что в определенных возрастных группах имеются типичные комплексы. Так, в начальных классах чаще обнаруживаются пробелы в развитии умений учебно-познавательного характера и недостаточная работоспособность школьников, вызываемая частыми заболеваниями. В то же время в средних и старших классах наряду с этими причинами отмечается слабаясформированность сознательной учебной дисциплины, должного отношения к требованиям учителей и родителей. На первое место в старших классах, в качестве причины неуспеваемости, выходит отрицательное отношение к систематическому и настойчивому овладению знаниями. Совершенно понятно, что недостаточно сформированный уровень развития познавательной сферы учащихся создает определенные затруднения в качественном усвоении ими учебных знаний и негативно влияет на их школьную успеваемость. Как известно, у старших школьников IX—X классы в интеллектуальной сфере выявлено недостаточное умение выделять существенные, основные признаки. По сравнению с подростками отмечается незначительное продвижение только по общей осведомленности. Примерно 10 % учащихся имеют низкий уровень развития интеллектуальной сферы. Основные недостатки их мыслительной деятельности состоят в том, что при установлении ассоциаций старшеклассники подменяют анализ привычными ассоциативными связями; при обобщении используют слишком общие категории. Старший преподаватель Костанайского государственного педагогического института, психолог, Кан выдвинула предположение, что существуют гендерные различия в вариантах копинг-стратегий неуспевающих школьников, связанные с гендерными нормами выражения эмоций. Результаты проведенного исследования показали, что в выборе стратегий поведения в ситуации длительного неуспеха в учебной деятельности подростки пытаются анализировать происходящее, рассчитывают на помощь, просят прощение или прибегают к обману, испытывают отрицательные эмоциональные состояния — депрессию, фрустрацию, тревожность. Выявленные автором значимые различия между подростками разного пола заключаются в том, что мальчики чаще используют способы, связанные с реализацией всех возможностей, для того, чтобы справиться интеллектуализацияа девочки — реже. Кан, мальчикам более свойственно отвлекаться от трудной ситуации или избегать и отстраняться от нее, чем девочкам. Девочки охотнее идут на компромисс, избегая конфликтов. Девочкам присуще в большей мере говорить о своих волнениях и переживаниях по поводу возникшей трудной ситуации, чем мальчикам: они чаще используют способ вербального реагирования в трудной ситуации. В качестве основного способа поведения в трудной жизненной ситуации младшие подростки указывают на интеллектуальные усилия, что может косвенно свидетельствовать об использовании ими когнитивного оценивания данной ситуации. Отмечено, что неуспевающие подростки редко используют такие конструктивные стратегии, как самообладание, труд и воля, преодоление. Девочки чаще мальчиков применяют обман. Кроме того, их эмоциональное реагирование на ситуацию неуспеха в школе выражено более ярко. Автором среди обследованных старшеклассников выявлялись следующие негативные психические состояния: повышенный или пониженный уровень реактивной тревожности 36% ; личностной тревожности 37% ; агрессивности 42% ; враждебности 42% ; а также высокие значения, характеризующие состояния невротизации 11% и психопатизации 35%. Иванцовым анализ школьной успеваемости по ряду предметов свидетельствует о том, что и высокие и низкие уровни реактивной и личностной тревожности, а также индекса враждебности, существенное повышение невротизации и психопатизации являются значимыми факторами, приводящими к статистически достоверному падению объективных показателей школьной успеваемости. Кругловым установлено, что в среднем около 20 % учащихся проявляют устойчивую школьную тревожность. При этом она наблюдается у детей, как хорошо, так и средне- и слабоуспевающих. Эти две крайние по успеваемости группы учащихся испытывают до некоторой степени равные трудности в связи с необходимостью соответствовать как требованиям и ожиданиям окружающих, так и своим собственным притязаниям. Прихожан уровень тревоги, сравнительно устойчивый на протяжении младшего школьного возраста, несколько снижается в подростковый период 6—7-е классы. Затем в старшем подростковом возрасте происходит резкий всплеск, причем особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном из неполной средней школы, классе. Антви-Дансо показано, что распространенность депрессивных расстройств у старшеклассников достигла 24,6 %. У них отмечалось пониженное настроение, малая подвижность, замкнутость, хотя раньше они были более подвижными и общительными. Автором также отмечена тенденция к увеличению депрессивных симптомов у школьников с возрастом. В возрастах 11-12 лет и 14-16 лет количество случаев депрессивных состояний нарастает, но в возрасте 17 лет число депрессий снижается у девушек. Данные состояния, вероятно, имеют возрастные особенности: в возрасте 11-12 лет переход из начальной в среднюю школу для школьника требуется новая форма интеллектуальной деятельности, включая психологическую самостоятельность, удовлетворение претензий на личностное своеобразие в осмыслении ситуаций. Переживание этого периода - серьезный экзамен для зрелости «Я - концепции» и в то же время проверка благополучия окружающей среды. Для школьника с жестко запрограммированной психологической структурой понимания своего места и способов действия нет внутренней свободы в проявлении позитивных эмоций. Он скован и несамостоятелен, его собственные действия по освобождению творческого потенциала сталкиваются с системой, предписанной домом и школой. Жесткие условия окружения, вместо эмоций поддержки и радости создают стойкий депрессивный фон для растущего школьника. Кроме того, в подростковом возрасте, по мере продвижения из младшей средней школы в полную среднюю школу усложняется программа и появляется большое количество учителей -предметников. Именно в этой время приходится нередко наблюдать признаки депрессии, замаскированные проявлениями школьной фобии и гиперкомпенсаторногоповедения особенно у юношей. Таким образом, переход из начальной в среднюю школу представляет собой критический период с появлением у большинства детей первых признаков депрессии. В дальнейшем эти признаки нарастают в возрасте 14-16 лет средняя школа : переживания неуспеха в учебе сопровождается потерей интереса к ней, прогулами, отрывом от сверстников в школе и поискамиреферентной группы вне ее стен, как правило, в асоциальной среде. Неправильное воспитание, авторитарный стиль общения родителей с детьми, строгие дисциплинарные воздействия, угрозы, отсутствие социальной поддержки со стороны родителей могут способствовать развитию у детей депрессии, сопровождающейся, в частности, тревогой, страхом и невротическим состоянием. Кроме этого, постиндустриальное общество породило миллионы невротизированных индивидов, арастущая интернет-аддикция усиливает количество невротиков именно среди ранней юности. Все эти факторы не могут не влиять и на успеваемость учащихся старших классов, раннюю юность, представляющей собой группу повышенного риска. Кона, во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. Некоторые причины снижения школьной успеваемости в переходном возрасте: Автореф. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине 25-27 февраля 2012 г. Взаимосвязь депрессивных состояний и успешности обучения школьников. Психология ранней юности: Кн.



 
002148
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2005 — 2016 «vashresultat.ru» Документы на все случаи!